УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ, ПАПЫ, БАБУШКИ И ДЕДУШКИ!
Ваш ребёнок скоро идёт в школу. Что же необходимо для того, чтобы он успешно учился? Правильно слышать, видеть и говорить - именно эти три умения и составляют большую часть основы успешного обучения вашего ребёнка. А ещё ему нужно иметь хорошую память, внимание, мышление.
Ведь если ребёнок хорошо слышит (первое умение), то есть может на слух различать близкие по звучанию звуки русского языка, такие как [м – м’, с – с’, с – з, с’ – з’, д - т, д’ – т’, ч – щ, ц – т’ …]. Он быстро понимает все объяснения и инструкции учителя и без ошибок пишет диктанты, у него практически не бывает проблем в общении, потому что он лучше понимает своих сверстников.
Второе важное умение – это умение правильно видеть, т.е. ваш ребёнок должен узнавать чёрно-белые, контурные, наложенные друг на друга изображения предметов, букв. Не пренебрегайте заданиями типа: какой предмет спрятался в букве (или буква в предмете), сравни буквы, допиши буквы, вычеркни (подчеркни, обведи в кружок и т.д.) ту или иную букву, что изменилось. Всё это развивает зрительное восприятие, внимание, память, мышление, способствует наиболее быстрому и качественному формированию навыка чтения и письма.
Третье важное умение - чистая речь - является также залогом успешного обучения. Конечно, если ребёнок что-то не выговаривает, надо обязательно до начала школьного обучения обратиться к логопеду. Но даже если все звуки он произносит правильно, крайне важно, чтобы речь вашего ребёнка была внятной и выразительной, чтобы он чётко выговаривал все окончания слов, мог правильно произносить сложные слова (типа мотоциклист, регулировщик, поздравительная открытка...), а также повторять предложения, состоящие из 5 и более слов. То есть, к моменту поступления в школу ваш ребёнок должен:
- уметь правильно произносить все звуки;
- не путать на слух речевые звуки;
- иметь хороший словарный запас (называть как можно больше слов из разных тематических групп);
- правильно употреблять грамматические формы слов в словосочетаниях и предложениях (т.е. не путать окончания слов);
- уметь составлять небольшие рассказы, используя не только простые, но сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
Переход от дошкольного детства к периоду школьного обучения таит в себе много нововведений, одним из которых является овладение таким сложным навыком, как письменная речь. Как же определить готов ли ребенок к овладению письменной речью, и какие проблемы ожидают его впереди? На что именно стоит обратить внимание?
Прежде всего, стоит отметить, что письменная речь напрямую зависит от уровня развития устной речи. Если в речевом развитии дошкольника есть какие-либо отклонения, то к началу школьного обучения стоит приложить максимум усилий, чтобы их преодолеть.
НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ может отложить свой отпечаток на навыке письма. Если ребенок искажает или заменяет какие либо звуки в устной речи (чаще всего это свистящие, шипящие, [р],[р,][л]), то есть вероятность, что в письменной речи эти звуки будут так же подвергаться замене или пропускаться. Разумеется, не все дети с нарушением звукопроизношения имеют такие проблемы. Если у ребенка достаточно хорошо развит фонематический слух, то подобных сложностей не будет. Тем не менее, риск довольно велик и к началу школьного обучения в интересах родителей позаботиться о том, чтобы будущий первоклассник чисто произносил все звуки.
Следует обратить внимание на уровень развития фонематического слуха, то есть, насколько хорошо ребенок различает звуки. В речи это обычно выражается в заменах одного звука на другой (например: вместо «шапка» ребенок говорит «сапка»), в ошибках воспроизведения слов со сложной звуко-слоговой структурой, таких, как велосипедист, аквалангист и прочее. То есть, если ребенок при нормативном звукопроизношении путает звуки в устной речи, то на письме это отразиться аналогичным образом. Разумеется, если у ребенка нарушено и звукопроизношение и фонематических слух, проблема становится еще серьезнее. Так же стоит отметить, что при закреплении подобных ошибок в письменной речи, работа гораздо усложняется и на искоренение этого дефекта понадобится гораздо больше времени.
Очень значимым показателем речевой готовности к школе является уровень развития грамматического строя речи. Стоит обратить внимание на ошибки в согласовании слов в переложении по роду, числу, падежу, на адекватное использование предлогов. Ребенок должен владеть навыком СЛОВООБРАЗОВАНИЯ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, уметь образовывать прилагательные от существительных. Если ребенок допускает аграмматизмы в устной речи, это отразится на письме.
Родители будущих первоклассников должны четко осознавать, что процесс овладения письменной речью сам по себе для ребенка очень сложен, а если имеются логопедических нарушения, то задача становится еще тяжелее. При возникновении дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения) ребенок вынужден не только осваивать учебную программу, но и вести работу по преодолению специфических ошибок на письме. Поскольку чтение и письмо – это снова школьного обучения и без этого навыка не обходится практически ни один урок, дети, страдающие от дисграфии и дислексии быстро переходят в разряд неуспевающих.
Кроме того, у ребенка появляется негативный настрой к учебе, естественно, низкие оценки и многочисленные ошибки заставляют школьника «опустить руки» и мешают ему поверить в собственные возможности. Для того чтобы искоренить дисграфические ошибки требуется очень много времени и сил. Таким образом, гораздо проще предотвратить это нарушение в дошкольном детстве, вовремя обратив внимания на патологии в развитии устной речи.
разгарнуць » / « згарнуць